Учебный план АООП НОО для обучающихся с ТНР 5.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №157

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ №157
Протокол№ 1
от 30.08.2023

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2

город Екатеринбург,
Свердловская область 2023

Пояснительная записка
1. Учебный план начального общего образования обучающихся с ТНР определяет
структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, реализует обязательную и доступную
нагрузку в рамках недельного количества часов в каждом классе.
2. Учебный план соответствует законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса,
которые
предусмотрены
Гигиеническими
нормативами
и
Санитарноэпидемиологическими требованиями.
3. Учебный план определяет перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и
внеурочной деятельности, объём учебного времени, максимальный объём учебной нагрузки
обучающихся на уровне начального общего образования.
4. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся
с ТНР:
формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего
образования, их приобщение к информационным технологиям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью;
профилактика и коррекция речеязыковых расстройств;
формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР.
5. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны
быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных
организациях, реализующих АООП НОО, содержит перечень учебных предметов,
предусмотренных действующим ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и учебное время, отводимое на
их изучение по годам обучения.
Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с
ТНР I отделения, обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение
учебного предмета "Иностранный язык". Обучение иностранному языку возможно на
факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых
позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно
обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне,
развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной
осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой
деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной
деятельности.
В учебный план 4 класса включен учебный предмет "Основы религиозных культур и
светской этики", 1 час в неделю (всего 34 часа). Целью данного учебного предмета является
формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народов России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является
светским.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета "Основы религиозных культур и
светской этики", осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор
фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей
(законных представителей). На основании произведенного выбора формируются учебные группы
вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно формирование учебных
групп из обучающихся нескольких классов или формирование учебных групп из обучающихся
нескольких образовательных организаций в рамках сетевого взаимодействия.
6. Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных
отношений и включает часы, отводимые на внеурочную деятельность и коррекционноразвивающую область.

Организация занятий внеурочной деятельности является неотъемлемой частью
образовательного процесса и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
7. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и включает следующие коррекционные курсы: "Логопедическая ритмика",
"Развитие речи", "Произношение". В структуру коррекционно-развивающей области включаются
индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений,
развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут.
Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися - не менее 3 раз в неделю.
Подгрупповые логопедические занятия с 2-4 обучающимися составляют 20-25 минут. Частота
посещений подгрупповых логопедических занятий - не менее 2 раз в неделю.
8. В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и (или)
физическом развитии;
учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные.
9. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную
нагрузку, проводятся во внеурочное время. Реализация данной области осуществляется за счет
часов, отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционнообразовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока обучения)
(пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы указано
на одного обучающегося.
10. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью,
составляет не более 10 часов (в том числе из них не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего
образования) (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований).
Продолжительность учебного года в 1-м дополнительном и 1-м классах составляет 33
недели, во 2-4 классах - 34 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1-м дополнительном и 1-м классах устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока и распределение учебной нагрузки в течение учебного дня и
учебной недели должны соответствовать Гигиеническим нормативам и Санитарноэпидемиологическими требованиям.
Обучение в 1-м дополнительном и 1-м классах проводится без балльного оценивания
знаний обучающихся и домашних заданий.
11. Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена таким
образом, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции
(или) профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивая тесную связь
содержания образования с его развивающей направленностью.
12. Учебные планы обеспечивают, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по годам обучения.
13. ФАОП НОО для обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных
учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных
обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для обучающихся с первым уровнем
речевого развития, характеризующихся "отсутствием общеупотребительной речи", имеющих
выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные
барьеры, нарушающие возможность установления речевого взаимодействия с окружающими.

Основной целью формирования социальной компетенции этих обучающихся является вовлечение
их в речевое и социальное взаимодействие с родителями (законными представителями) и
сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной
коммуникации.
14. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной
организацией на основе ФАОП НОО с учетом особенностей развития и возможностей групп или
отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана
является заключение ППк на основе углубленного психолого-педагогического обследования. В
этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его
индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют
формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых
ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи.
15. В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
16. Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов "Обучение грамоте",
"Русский язык", "Литературное чтение" может быть увеличено за счет часов из части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений с учетом психофизических и
речевых особенностей обучающихся с ТНР.
Также данные часы могут быть использованы для изучения курса "Иностранный язык"
обучающимися первого отделения, или курса "Родной язык" обучающимися первого и второго
отделений при наличии соответствующих заявлений родителей (законных представителей).
17. При реализации учебного плана должны быть созданы специальные условия,
обеспечивающие освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном
объеме с учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.

Учебный план ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
(первое отделение)
Предметные
области

Учебные
предметы
Классы

1 доп.

Количест
во часов
в неделю
2
3

1
добуквар
ный
период

Обязательная часть
Русский язык
0
0
4
4
4
Обучение
7
7
0
0
0
Русский язык и грамоте
литературное
Литературное
0
0
4
4
4
чтение
чтение
Иностранный
0
0
0
0
0
язык
Математика и
Математика
4
4
4
4
4
информатика
Обществознан Окружающий
2
2
2
2
2
ие и
мир
естествознание
Основы
Основы
0
0
0
0
0
религиозных
религиозных
культур и
культур и
светской этики светской этики
Искусство
Музыка
1
1
1
1
1
Изобразительное
1
1
1
1
1
искусство
Технология
Технология
1
1
1
1
1
Физическая
Адаптивная
2
2
2
2
2
культура
физическая
культура
18
18
19
19
19
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логопедическая
1
1
1
1
1
коррекционно- ритмика
Развитие речи
1
1
1
1
1
развивающая
область
Психокорреция
0
0
0
1
1
Произношение
Итого

1
21

1

0
21

4

Всего

4
0

16
14

4

16

0

0

4

24

2

12

1

1

1
1

6
6

1
2

6
12

20

113

1

6

1
1

6
3

послебу
кварны
й
период

1

1

0

4

23

23

23

111

Учебный план ФАОП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, вариант 5.2
(второе отделение)
Предметные
области

Учебные предметы
Классы

Русский язык и
литературное
чтение
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Количество часов в неделю
1
2
3
4
Всего

Обязательная часть
Русский язык
0
Обучение грамоте
6
Литературное
0
чтение
Иностранный язык
0
Математика
4

4
0
4

4
0
4

4
0
4

12
6
12

1
4

1
4

1
4

3
16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

Основы
религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Адаптивная
физическая
культура

0

0

0

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

4
4

2
2

2
2

2
2

2
2

8
8

18
21
21
22
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Логопедическая
1
0,5
0,5
0,5
ритмика
коррекционноРазвитие речи
1
0,5
0,5
0
развивающая
область
Психокорреция
0,5
0,5
0,5
0,5
Итого

Произношение
Итого

82
6
6
3

0,5

0,5

0,5

0

4

21

23

23

23

111


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».